Почему дата 17 сентября 1939 года для нас такая важная. Рассказывает историк

13.09.2024

Нынешний год полон значимых юбилеев: 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 85-летие воссоединения Западной Беларуси с БССР. Почему события 17 сентября 1939 года стали причиной появления одного из главных государственных праздников и для чего нам сейчас особенно важно обратиться к своему прошлому? Поговорили об этом с деканом факультета журналистики БГУ кандидатом исторических наук, доцентом Алексеем Беляевым.

— День народного единства — самый молодой из наших государственных праздников. В этом году будем отмечать его в третий раз. Почему он возник сейчас, а не 20-30 лет назад?

— Ошибочно думать, что празднику только три года. Уже в 1939-м, когда состоялся знаменательный освободительный поход Красной армии, 17 сентября стал особым торжественным днем. Он несколько лет отмечался. Во многих поселках и городах Западной Беларуси есть улицы и площади 17 Сентября, которые получили свое название еще в те годы. После 1949 года этот праздник на уровне высшего советского руководства затерли, поскольку Польская Народная Республика оказалась в социалистическом лагере — не хотелось напоминать лишний раз польским товарищам о сложном периоде наших отношений. Так что сейчас мы можем говорить не о создании нового праздника, а о возрождении традиции празднования 17 сентября.

Почему это произошло именно сейчас? Позиция белорусского руководства всегда была миролюбивой. Чтобы не идти на дипломатические конфликты, так как 17 сентября в Польше воспринимается как некий трагический акт разделения государства, мы эту тему не поднимали.

Но после 2020-го стало очевидно, что те самые соседи, с которыми мы пытались дружить, сами без зазрения совести пошли на обострение отношений. Именно польское государство приложило много усилий для подготовки в нашей стране агентов влияния, так называемой пятой колонны. Мы наблюдали активную деятельность польского меньшинства, в частности ряда журналистов, по продвижению польских нарративов об этой дате. В их публикациях всегда прослеживалась идея, что Западная Беларусь — польская земля. Они также воспевали бойцов Армии Крайовой. Понятно, что подобные взгляды для Беларуси неприемлемы. Мы Армию Крайову воспринимаем как недружественную в отношении белорусов, а ее действия на нашей земле после окончания Второй мировой войны — как акты бандитизма, покушение на белорусскую государственность. С нашей стороны требовалась ответная реакция. Необходимо было с идеологической точки зрения застолбить дату 17 сентября и еще раз показать: белорусы, живя на своей территории, имеют право отмечать ее, никого не стесняясь и не боясь. Поэтому данный праздник сейчас просто стал актуализироваться. Массовые мероприятия накануне этой даты призваны в первую очередь вернуть о нем историческую правду нашему народу.

— Что через этот праздник мы хотим донести другим странам, в первую очередь европейским?
— С Польской Народной Республикой у Беларуси в середине 1950-х были урегулированы все территориальные вопросы. Проведена демаркация и определенные акты передачи для установления окончательной границы одной части территории в Польскую Народную Республику, а другой — в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику. Западная граница была окончательно отрегулирована и до сих пор остается такой. И ни у Польши, ни у Беларуси не должно возникать взаимных претензий.

Лукашенко: поддержание межнационального мира — один из приоритетов государственной политики
Когда мы говорим о Дне народного единства, то подчеркиваем даже не столько целостный территориальный аспект, сколько целостность нации. Белорусам сегодня приходится жить в тени разных прошлых идеологических концепций. Самые известные сводятся к тому, что белорусы — то ли ополяченные русские, то ли русифицированные поляки. Еще в XIX веке польские и российские историографы пытались доказать исконную принадлежность наших земель своим государствам.

Вопрос о субъектности белорусского народа очень важен. Когда появился наш народ, имеет ли он право на существование в рамках своих территориальных границ, и самое главное — имеет ли он право на свое, абсолютно независимое, суверенное политическое образование в форме белорусского государства?

День народного единства — это в первую очередь праздник белорусской государственности. Прозападно настроенные историки утверждают: белорусская государственность берет свое начало с Белорусской Народной Республики, созданной фактически под немецкой оккупацией. Но мы видим, что до 1991 года суверенного государства Беларусь не существовало. Были предпосылки для его создания, но они связаны с БССР. Именно в советский период XX века сформировалось территориальное ядро. А как раз 17 сентября 1939 года, можно сказать, было принято финальное решение в территориальном вопросе.

Глобальный смысл 17 сентября в следующем: есть белорусский народ, белорусская нация, которая имеет право на самостоятельное суверенное существование, у нее есть для этого все необходимое, включая собственное государство. Когда сегодня мы говорим о Дне народного единства, мы подчеркиваем в первую очередь наше право на суверенитет.

— На ваш взгляд, правильно ли мы, белорусы, понимаем значение того события, которое произошло 85 лет назад 17 сентября на территории нашей страны?

— Решение главы государства, правительства об учреждении Дня народного единства — это ответ на запрос населения. Чтобы понять, почему 17 сентября для нас праздник, мы должны вернуться вначале к Брестскому миру с немцами 1918 года, когда белорусов, не спрашивая, поделили на две части, и одна оказалась под немецкой оккупацией. Потом был печальный Рижский мир 1921 года, заключенный по результатам польско-советской войны. Возрождавшееся польское государство во главе с Юзефом Пилсудским захватило часть территории, не принадлежавшей им. Все понимали, что Рижский мир ненадолго, что он несправедлив.
В 2020 году мы видели, как нас пытались расколоть: по языковому принципу — «беларускамоўныя» и русскоговорящие, по религиозной принадлежности — католики и православные, на «стремящихся в светлое европейское будущее» и «тянущихся в дикий пророссийский мордор». Было много линий разлома, из которых, если постараться, можно вывести конфликт — социальный, политический, экономический и военный. Для нас 17 сентября — дата, которая подчеркивает: мы хотим эти линии разлома склеить, они нам не нужны. Точно так же, как в 1939 году объединились очень разные белорусы: те, кто прожил немного меньше 20 лет под панской Польшей, и те, кто вступил в эпоху социалистических преобразований. На первоначальном этапе между жителями Западной и Восточной Беларуси были какие-то ментальные различия, языковые диалекты, но белорусская нация все же слепилась.

Если бы не было 17 сентября 1939 года, мы бы дальше видели раскол белорусской нации, жителям западной части нашей страны грозило бы ополячивание. Ведь сверхзадачей польских властей было, начиная с Люблинской унии 1569 года, со времен создания Речи Посполитой, превратить белорусские земли в польские. Активно насаждались польский язык, культура, католицизм, который выступал проводником польского национального самосознания. Вначале ополячили шляхту, превратив ее в таран, который пробивает место для польской культуры и католицизма, затем постепенно приступили к городскому населению, мещанам. Крестьяне были в финале.

Более свободно национальная белорусская мысль начинает развиваться, когда наши земли вступили в Российскую империю. Тогда в Санкт-Петербурге появляется первый белорусский журнал «Гоман», первая организация, члены которой начинают называть себя белорусами. Печатаются книги кириллическим шрифтом на белорусском языке. Российские власти признавали: белорусы — это одна из трех частей триединого русского народа со своей самобытностью.

Возрождение нашей нации, языка, культуры начинается тогда, когда ее освободили от оков польского влияния. Это было до Рижского мира. Потом Западную Беларусь почти на 20 лет возвращают в жесткую полонизацию. Вот вам пример: до 1921 года советская власть успела открыть на этих территориях порядка 400 белорусскоязычных школ, а к 17 сентября 1939 года, когда сюда вступила Красная армия, не было уже ни одной.

Сакральный смысл нашего праздника в том, что 17 сентября 1939 года удалось прекратить уничтожение белорусской нации, языка, культуры. Это день, когда народ воссоединился и получил возможность для реального развития, чтобы потом превратиться в то, что сегодня называется Республика Беларусь.

— Зарубежными историками, искажающими правду, операция Красной армии в сентябре 1939-го трактуется как «Четвертый раздел Речи Посполитой», а СССР представляется агрессором наравне с гитлеровской Германией. Какая политическая обстановка на самом деле сложилась в августе-сентябре 1939-го?

— Когда 1 сентября 1939 года на территорию Польши вторглись немецкие войска, то союзники — Великобритания и Франция, — согласно обязательствам, объявили Германии войну. 17 сентября ничего подобного сделано не было. Англия и Франция не считали Советский Союз агрессором. Сталин тянул со вступлением в эту кампанию, больше двух недель с начала войны прошло. А говорят, что ударили в спину. Фактически немцы уже выходили на западные границы Беларуси, к линии Керзона. Решение о защите белорусского и украинского населения, проживавшего в Западной Беларуси и Западной Украине, было принято в условиях надвигавшейся военной катастрофы. Польской армии нет, правительство Польши сбежало, и в этой ситуации было принято решение прийти на помощь своему же народу, искусственно разорванному по несправедливому Рижскому миру 1921 года. И западные державы это все восприняли спокойно. И само польское правительство, объявившееся потом в изгнании во главе с Сикорским, тоже не сделало никаких заявлений и не объявило Советский Союз агрессором.

Часто говорят, что якобы события 17 сентября 1939 года были спровоцированы подписанием в августе того же года пакта Молотова-Риббентропа о дружбе и ненападении между Германией и СССР. Пакт был подписан в ситуации, когда Германию толкали к войне против СССР. Еще в начале 1939 года Сталин обратился к западным державам, в первую очередь к Англии, Франции, заключить коллективный мирный договор и совместно противостоять немецкому агрессору. Предлагалось провести масштабные переговоры. Великобритания и Франция прислали в Москву свои делегации, задача которых была потянуть как можно больше время, чтобы дать возможность немцам подготовиться, а также спровоцировать их на удар по Советскому Союзу. Делегации даже не имели полномочий на подписание документов.

Также вспомним, что с приходом Гитлера к власти первыми, кто подписал с ним договор о дружбе и ненападении, были Великобритания, Польша, Франция и ряд других стран.

Советский Союз имел с Чехословакией договор о взаимопомощи, Сталин предлагал ввести советские войска на защиту этой страны, но для этого требовалось разрешение на проход через территорию Европы, Польши. Польша его не дала. Была бы Вторая мировая война, если бы Англия и Франция не дали Гитлеру разделить Чехословакию по Мюнхенскому сговору в 1938 году? Если бы воспрепятствовали аншлюсу Австрии в том же году? Думаю, что нет. Тогда германские аппетиты бы поумерились, и все бы могло пойти по-другому. Кто виноват? Польша, которая потом с удовольствием «откусила» кусок Чехословакии.

Поэтому какие-либо апелляции к тому, какой якобы был плохой Советский Союз, в августе 1939 подписавший договор и из-за него якобы началась Вторая мировая война и Гитлер напал на Польшу, — это не более чем демагогия. Она имела место и сразу после окончания войны, потому что Запад уже тогда развязал холодную войну против СССР и начал формировать альтернативную историю, подавал факты так, как выгодно ему. Увы, в западных работах вы нигде не встретите серьезного анализа тех предложений и той работы, которую проводил Советский Союз в попытках создания договора по коллективной безопасности в Европе в 1930-х годах. Они этот факт игнорируют, говорят, что это все были сталинские игры. Хотя сами играли в них с гораздо большим азартом, что в итоге привело ко Второй мировой войне.

— У Президента на прошлой неделе состоялось совещание по поводу строительства нового современного Национального исторического музея Беларуси. На ваш взгляд, какие исторические события в нем обязательно должны быть отражены?

https://www.youtube.com/embed/EQhD7eDvzgc?rel=0- Я также вхожу в рабочую группу по обсуждению концепции данного музея. Президентом поставлена задача — создать зрелищный и правдивый музей, в котором бы вся белорусская история была отражена глубоко и доступно. В процессе его создания важно, чтобы XX век был показан в нем максимально полно и объективно. Все-таки белорусская нация, белорусский народ выросли из этого века, и события того времени имеют большое значение. Тем более что сегодня советская эпоха неоднозначно оценивается разными странами, подается исключительно с негативных позиций. В основном идет рассказ о чрезвычайных мерах: сталинских репрессиях, ГУЛАГе, продразверстке и продотрядах. Но практически ничего не говорится о достижениях Советского Союза. Президент подчеркнул, что у нас центральным должен стать зал, посвященный экспозиции XX века, где будут непредвзято отражены трагические и героические страницы нашей истории. Показаны в том числе и наши достижения: первый белорусский трактор, луноход — наш вклад в освоение космоса. И, конечно, события 17 сентября, на мой взгляд, должны быть одними из ключевых элементов экспозиции. Важно показать, как в Восточной Беларуси строились новые предприятия, а Западная Беларусь в это время превращалась в аграрно-сырьевой придаток Польши. Рассказать о польском осадничестве на нашей территории: когда наделили землей участников военных событий — польских солдат и офицеров, превратив их в местное панство, которое должно было контролировать политическую ситуацию в Западной Беларуси, держать белорусских крестьян под постоянным контролем. Нужно отразить все перипетии по организации освободительного похода Красной армии в 1939-м и нашу национальную точку зрения на 17 сентября и на День народного единства.

— К сожалению, геополитические игры по перераспределению земель в мире продолжаются. Есть ли надежда на то, что они скоро завершатся?

— Международные отношения отличаются особой сложностью из-за того, что там участвует большое число субъектов и огромное количество переплетающихся интересов. Особенно у ближайших народов, соседей. Поэтому политические, экономические, военные столкновения были всегда. Но они всегда заканчивались заключением глобальных мировых соглашений. Так произошло и в 1945 году, тогда же была создана Организация Объединенных Наций, призванная поддерживать международный мир и безопасность. Столкновения от этого не исчезли, они вспыхивали периодически, но такого глобального мирового конфликта не было на протяжении 75 лет. К сожалению, наверное, запас прочности тех договоренностей и та архитектура международной безопасности закончились. Надеемся, что нынешний конфликт удастся разрешить без ядерной катастрофы, которая грозит уничтожением всего человечества.

Здесь, на мой взгляд, средние и малые страны, и Беларусь в том числе, своей активной позицией должны внести наибольший вклад. Беларусь последовательно выступала и продолжает выступать за создание системы коллективной безопасности в Европе. Примерно то, что предлагал Советский Союз перед началом Второй мировой. Сегодня в мире есть новые центры силы, выступающие за диалог и решение вопросов не военным путем. Белорусы именно на стороне этих сил. Предложение нашего Президента уже давно звучавшее — интегрировать Евросоюз и Союзное государство, Евразийский экономический союз, создать в первую очередь единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, но где бы уважительно относились к политической жизни друг друга.

Специфика белорусского общества — сочетание в себе западного и восточного менталитетов одновременно, тысячелетние традиции и история взаимодействия разных народов и культур, а также умение прощать. Мы помним, не забываем, в том числе и геноцид белорусского народа во время немецкой оккупации. Мы не строим свою белорусскую идеологию на принижении других народов, на воспитании к ним ненависти, неуважения, как, к сожалению, наши южные соседи. Мы — нация тружеников, созидателей. За белорусским народом большое убедительное будущее!

— Есть донесения командиров Красной армии, которые хранятся в архивах, где они сообщают в штаб военно-политическую обстановку и отмечают, что местное население их встречает очень хорошо, с цветами, угощают, кормят и приветствуют как освободителей. Основная масса жителей Западной Беларуси встречали советскую власть с большой надеждой и радостью. Во многих городах местные активисты еще до прихода Красной армии, когда узнали о том, что начался вооруженный поход, разоружали польских полицейских, брали под контроль руководство своих территорий.

Последние новости

Все новости