Типичные нарушения в расходовании средств Фонда социальной защиты населения по итогам контрольных мероприятий
02.10.2024Ленинский районный отдел г. Гродно Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения информирует заинтересованных лиц о нарушениях в расходовании средств Фонда, выявленных у плательщиков при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения МТиСЗ Республики Беларусь в первом полугодии 2024 года.
1. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):
в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначены по день установления инвалидности включительно, следовало – до дня установления;
в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 пособие по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначено, как по разным случаям временной нетрудоспособности;
в нарушение подпункта 19.2 пункта 2 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности при нарушении режима, предписанного врачом, назначено в полном размере, а следовало в размере 50% со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией;
в нарушение пункта 21 Положения по ВН № 569, заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности учтен не за весь период работы у плательщика, назначающего пособие, в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие;
в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода при исчислении размера среднедневного заработка не были исключены календарные дни социального отпуска, дни трудового отпуска, а также не исключены дни освобождения от работы в соответствии с законодательством;
в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 неверно определен заработок для исчисления пособий: в месяце, в котором были отработаны не все дни по графику, сумма премии включена в полном размере, следовало пропорционально отработанным дням; не учтен перерасчет заработной платы за месяц, который включается в расчетный период; при расчете среднедневного заработка в сумму выплат включена стоимость питания работника;
в нарушение пункта 31 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности не назначено работнику, с которым заключен трудовой договор по совместительству.
Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), на данные выплаты в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).
2. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):
в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер назначенного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет был увеличен со дня изменения обстоятельств, влияющих на размер пособия (с даты приостановления предпринимательской деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств);
в нарушение пункта 20 Положения № 569 выплата пособия на ребенка в возрасте до 3 лет прекращена не с даты принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка, а с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия такого решения, что привело переплате;
в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на другого ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей, не являющегося инвалидом, назначено и выплачено за период после окончания обучения (июль, август) при получении общего среднего образования, хотя следовало по июнь включительно;
в нарушение пункта 9 статьи 13 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено по день, предшествующий дню достижения возраста 3 лет, а следовало по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно;
в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона № 7-З, неверно определен размер пособия семье на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет за соответствующий месяц (50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума).
в нарушение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З неверно определен день возникновения права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, так как ребенок признан инвалидом до окончания периода беременности и родов);
в нарушение подпункта 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие семье на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено со дня, следующего за днем освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а не с даты рождения младшего ребенка, что привело к недоплате пособия.
в нарушение подпункта 3.6 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З, неверно определен день возникновения права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не с даты признания ребенка инвалидом).
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.
3. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В нарушение пунктов 13, 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в размер денежного дохода получателя путевки не в полном размере включена заработная плата и пенсия, что привело к неверному определению коэффициента размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
4. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.
В нарушение пункта 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585, пособие выплачено на основании копии справки о смерти работника
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.