Типичные нарушения в расходовании средств

16.08.2023

Типичные нарушения в расходовании средств

Фонда социальной защиты  населения

по итогам контрольных мероприятий в 2022 году

Ленинский районный отдел г. Гродно Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения информирует заинтересованных лиц о нарушениях в расходовании средств Фонда, выявленных у плательщиков при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения МТиСЗ Республики Беларусь в 2022 году.

1. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):

в нарушение пункта 2 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено при отсутствии права на него (на день наступления случая временной нетрудоспособности отсутствует уплата обязательных страховых взносов);

в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;

в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено по день установления инвалидности включительно;

в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначены пособия, как по разным видам; при расчете пособия из минимального размера применен неверный размер бюджета прожиточного минимума; пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%; пособия назначены ниже минимального размера;

в нарушение подпункта 18.5 пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, а также за период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка;

в нарушение подпункта 19.2 пункта 19 Положения по ВН № 569 при исчислении пособия не учтена неявка на прием;

в нарушение пункта 21 Положения по ВН № 569 при исчислении пособий по временной нетрудоспособности неверно определен расчетный период;

в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды;

в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок, исключены дни, приходящиеся на выходные дни и отработанный согласно табелю день временной нетрудоспособности;

в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569 в случае, когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней, пособие рассчитывали из фактически отработанных дней и суммы заработка, а следовало из тарифной ставки;

в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;

в расчет пособия не включались индексация заработной платы, доплата до минимальной заработной платы;

в расчет пособия сумма премии включена не пропорционально отработанному времени;

в расчет пособия лицу, работающему по трудовому договору, включено денежное вознаграждение за работу по гражданско-правовому договору;

в нарушение пункта 25 Положения по ВН № 569 пособия назначены за  меньшее (большее) количество календарных дней, чем удостоверено листком нетрудоспособности;

в нарушение пункта 27 Положения по ВН № 569 неверно учтены суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам.

Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 118-З) сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).

2. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):

в нарушение подпункта 3.2 пункта 3 статьи 1 Закона № 7-З назначено и выплачено пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей на ребенка, находящегося в учреждении образования с круглосуточным режимом пребывания;

в нарушение пункта 7 статьи 9 Закона № 7-З неверно определен размер доплаты разницы между выплаченным пособием по беременности и родам и размером пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам;

в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;

в нарушение пункта  2 статьи 10 Закона № 7-З неверно определен размер пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, действующий на дату рождения;

в нарушение пункта 3 статьи 11 Закона № 7-З размер пособия был определен без учета второго ребенка;

в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З неверно определен размер пособия в связи с рождением ребенка, действующий на дату рождения;

в нарушение статьи 12 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет в полной семье назначено отцу, не находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, следовало продолжать выплачивать назначенное ранее пособие матери ребенка, но в размере 50% от назначенного с первого числа месяца, следующего за месяцем ее перевода на полную ставку (оба родителя работают в проверяемой организации);

в нарушение статьи 13 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено дважды;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет выплачено за период после достижения ребенком возраста 3-х лет (пункт 9 статьи 13); 

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет опекуну на подопечного ребенка назначено и выплачено без учета количества детей, над которыми установлена опека (пункт 8 статьи 13 Закона № 7-З);

в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка в возрасте до 3-х лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (подпункт 3.2 пункта 3);

в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3-х до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено без наличия в семье ребенка в возрасте от 3-х до 18 лет;

в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3-х лет из отдельных категорий семей было назначено по день достижения им возраста 18 лет включительно, а следовало по день истечения срока признания ребенка инвалидом, установленного медико-реабилитационной экспертной комиссией, включительно, но не позднее дня, предшествующего дню достижения им возраста 18 лет;

в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З выплата пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей была прекращена ранее установленного срока, на который была назначена;

в нарушение абзаца 4 пункта 1.3 статьи 16 Закона № 7-З  пособие назначено на ребенка, который получал среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджета;

в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (подпункт 3.5 пункта 3); неверно определен день возникновения права напособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (подпункт 3.4 пункта 3);

в нарушение пункта 4 статьи 24 Закона № 7-З при выезде ребенка в возрасте до 3 лет за пределы Республики Беларусь выплата пособия приостановлена с первого числа месяца, следующего за месяцем получения заявления о приостановке выплаты пособий в связи с выездом ребенка, в то время как выезд совершен тремя месяцами раньше; 

в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств;

в нарушение пункта 51 Положения № 569 выплата назначенного пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей приостанавливается в году обращения за его назначением (в пределах сроков, указанных в пункте 1 статьи 16 Закона № 7-З) на других детей в возрасте от 14 до 16 лет включительно с 1 сентября. Ребенок стал получать среднее специальное образование на дневной бюджетной форме получения образования.

В соответствии с п. 22 Положения № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

3. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

В нарушение пункта 15 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода получателя путевки ошибочно взята сумма заработной платы к выдаче, что приводило к занижению размера частичной стоимости, возмещаемой получателем; при определении денежного дохода не включена пенсия;

в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Последние новости

Все новости