В Беларуси запрещено использовать беспилотники физлицам
02.10.2023Отныне физическим лицам запрещено использовать дроны, коптеры и авиамодели. Глава государства подписал указ «Об учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов».
Ввозить, хранить, изготавливать и использовать беспилотники теперь можно только организациям и индивидуальным предпринимателям в целях их предпринимательской и профессиональной деятельности с соблюдением требований, установленных данным указом. Для ввоза необходимо получить разрешение у Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, которым будет организован учет таких аппаратов.
В течение полугода (с момента официального опубликования указа) физические лица могут продать имеющиеся у них в наличии беспилотники организациям или индивидуальным предпринимателям, либо передать их на хранение в уполномоченную организацию, определенную правительством. Документ направлен на обеспечение общественной безопасности.
Генеральная прокуратура по всей стране начала проверку судов сверхлегкой авиации. Рост правонарушений в этом сегменте авиации увеличивается ежегодно. Есть и жертвы среди пилотов и пассажиров. Навести порядок, минимизировать нарушения, а также исключить происшествия — это главная задача проверок. Тему продолжит Владимир Королев.
Только за этот год в Беларуси зарегистрировано почти 240 нарушений во время полетов дронов и сверхлегкой авиации. Это вдвое выше, чем было в 2021-м и в 4 раза больше, чем в 2020 году. Тогда было всего 62.
Интернет пестрит кадрами нештатных ситуаций. Месяц назад в Вилейском районе произошло крушение мотодельтаплана, погибли пилот и пассажир. Кадры полета сделаны незадолго до катастрофы. Летчик выполняет левую спираль с превышением эксплуатационных ограничений.
Расследование показало: стремление похулиганить в воздухе у пилота было не раз. В роковой день компания выпивала в бане, а позже пассажир и пилот решили совершить аэропрогулку. Сложная фигура пилотажа, не характерная для данного типа судна, и привела к гибели двух человек.
Пилотского свидетельства у погибшего не было. Проверка последовала незамедлительно.
Аэропрогулки и экскурсии в небо… Последние годы реклама сверхлегкой летательной авиатехники все заметнее в интернете. К таким судам (они должны быть легче 750 кг) относятся дельтапланы, парапланы, а также версии с моторами — автожир, паратрайк, мотодельтаплан, мотопараплан и другие.
Самые частые нарушения — незаконные полеты, коммерческие авиапрогулки на несертифицированных судах или без пилотских свидетельств, вылет без разрешения на воздушное пространство.Артем Маймусов, старший прокурор управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Беларуси:
От Департамента по авиации потребовали незамедлительно привлечь к ответственности лиц, которые допустили нарушение правил использования воздушного пространства. Также потребовано от квалификационной комиссии Департамента по авиации аннулировать пилотские свидетельства лиц, которые допустили нарушение воздушного кодекса.
Геннадий Костюк, консультант Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
В Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по всем фактам нарушения порядка использования воздушного пространства сверхлегкими летательными аппаратами проводятся расследования, определяется правовая оценка действия должностных лиц, допустивших данные нарушения. В настоящее время проводится работа по внесению изменений в нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по использованию пространства сверхлегкими аппаратами.
Взлетные площадки и аэродромы также в зоне проверки. По данным Департамента по авиации, в Беларуси коммерческие полеты на сверхлегких судах разрешены лишь в пяти местах — на временных аэродромах под Гродно и Борисовом, а также на посадочных площадках в Минском, Каменецком и Щучинском районах. Остальные авиапрогулки нелегальны.
В будущем летных мест станет больше — часть площадок проходит процедуру для постановки на учет. Среди них и аэродром в Молодечненском районе.
История аэродрома Хожева насчитывает 100 лет. В прошлом году Генеральная прокуратура выявила многочисленные нарушения порядка использования воздушного пространства и закрыла аэродром. Организаторы пропустили сезон, понеся убытки. Теперь готовятся к новому и устраняют недочеты.
Незаконные авиаэкскурсии, летчики в небе без свидетельства авиаперсонала, факт вынужденной посадки на незапланированный аэродром — все это должно остаться в прошлом. Судя по ангарам, где круглогодично хранится техника, один из аэродромов должен из временного стать постоянным. Это также долгий и сложный бюрократический процесс. Но организаторы смотрят на все позитивно.
Олег Игнатенко, директор ООО «Центр авиационного спорта»:
Мы находимся практически на финальном этапе нашей работы. С помощью Департамента по авиации, я думаю, мы закроем эту проблему. Приедет проверка, я думаю, мы в грязь лицом не упадем. Практически нам осталось только сделать места заземления воздушных судов. Все остальное останется чисто документальное оформление наших работ.А пока проверки продолжатся. Анализ обращений граждан в прокуратуру показал: белорусы научились отстаивать свои права в пассажирских перевозках на земле, но полностью доверяют тем, кто в небе, даже не задумываясь, что воздушный перевозчик может быть нелегальным и даже опасным.
https://www.tvr.by/news/obshchestvo/generalnaya_prokuratura_belarusi_nachala_proverku_sudov_sverkhlegkoy_aviatsii_zadachi_navesti_poryad/