Типичные нарушения в расходовании средств Фонда социальной защиты населения по итогам контрольных мероприятий
05.03.2024Ленинский районный отдел г. Гродно Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения информирует заинтересованных лиц о нарушениях в расходовании средств Фонда, выявленных у плательщиков при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения МТиСЗ Республики Беларусь во втором полугодии 2023 года.
1. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):
в нарушение пункта 9 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности исчислено за период отпуска без сохранения заработной платы; пособие по временной нетрудоспособности исчислено за дни, за которые начислена заработная плата;
в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначены по день установления инвалидности включительно, следовало – до дня установления;
в нарушение пункта 11 Положения по ВН № 569 пособие лицу, являющемуся инвалидом (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием более чем на 60 календарных дней непрерывно;
в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности исчислено в минимальном размере при том, что у работника есть шесть месяцев общей уплаты взносов и число календарных дней расчетного периода составляет более 30 календарных дней; пособия назначались в размере ниже минимального;
в нарушение пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, а следовало в размере 100 процентов среднедневного заработка;
в нарушение подпункта 19.2 пункта 2 Положения по ВН № 569 дни нарушения режима, удостоверенные листком нетрудоспособности, оплачивались в полном размере;
в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода при исчислении размера среднедневного заработка не был исключен период нахождения на курсах повышения квалификации, также календарные дни социального отпуска; при исчислении пособия неверно определены календарные дни расчетного периода; из числа календарных дней расчетного периода, на который делится заработок, не исключены дни освобождения от работы в соответствии с законодательством (военные сборы); в заработок для исчисления пособий включена оплата по среднему за дни освобождения от работы в соответствии с законодательством (военные сборы);
в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569 в случае, когдачисло календарных дней расчетного периода составило менее 30, для расчета пособия применялся неверный размер тарифного оклада, установленного на день возникновения права на пособие, а также пособие исчислено из среднедневного заработка, следовало исчислить из тарифного оклада, установленного на день возникновения права на пособие;
в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособия не включались выплаты, которые следовало включать (надбавка за сложность и напряженность, доплата молодому специалисту, ежемесячная премия, ежемесячная доплата к заработной плате работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, премия, выплаченная из экономии заработной платы); в заработок для исчисления пособия включена выплата, носящая единовременный характер; доплата до минимальной заработной платы для исчисления среднедневного заработка включена пропорционально отработанным рабочим дням; премию включали в расчет в полном размере, а следовало пропорционально фактически отработанным дням, исключая дни освобождения от работы;
в нарушение пункта 25 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено не за все дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;
в нарушение пункта 27 Положения по ВН № 569 арифметически неверно определяли период выполнения работ по гражданско-правовому договору для расчета среднедневного вознаграждения;
Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З (далее – Закон № 118-З) сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), на данные выплаты в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).
2. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):
в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств;
в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;
в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З неверно определен размер пособия в связи с рождением ребенка, действующий на дату рождения;
в нарушение требований пункта 2 статьи 12 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено работающему дедушке, которому отпуск по уходу за ребенком не представлялся;
в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона № 7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначено в размере 25% наибольшей величины прожиточного минимуму, следовало назначить 50%;
в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей выплачены по день достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет включительно, следовало не позднее дня, предшествующему дню достижения им возраста 18 лет;
в нарушение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено не со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
в нарушение подпункта 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет назначено не со дня рождения младшего ребенка, а со следующего;
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
В соответствии с пунктом 22 Положения № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.
3. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В нарушение пункта 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку неверно определен коэффициент размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;
в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
4. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.
В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» неверно определен размер пособия на погребение.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.