Генпрокуратура напомнила о недопустимости нарушений требований законодательства о проведении массовых мероприятий

13.01.2025

В Генеральной прокуратуре в преддверии выборов Президента Республики Беларусь, назначенных на 26 января 2025 года, напомнили о недопустимости нарушений требований законодательства о проведении массовых мероприятий. Об этом пишет sb.by со ссылкой на сайт ведомства.

Фото из архива «СБ»

«В период избирательной кампании полемика и обмен мнениями  — это нормальный процесс. Однако реализуя свои права и свободы, нельзя забывать о нормах права», — отметили в Генпрокуратуре и обратили внимание на отдельные аспекты соблюдения законодательства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия проводятся исключительно на основании разрешительного принципа.

В ведомстве подчеркнули, что разрешение на проведение массового мероприятия дают местные исполнительные и распорядительные органы, где планируется мероприятие, а в белорусской столице — Минский горисполком. Без такого разрешения проведение массового мероприятия незаконно. При проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов такого мероприятия, а также сотрудников органов внутренних дел.

При этом даже на разрешенном в установленном порядке массовом мероприятии организаторам и участникам запрещается:

  • препятствовать движению транспортных средств и пешеходов;
  • создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;
  • устанавливать палатки, иные временные сооружения;
  • воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей;
  • иметь при себе любое оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия, а также алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво;
  • скрывать свои лица, в том числе с использованием масок, иных предметов и средств для затруднения установления их личности;
  • участвовать в массовом мероприятии в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Генпрокуратура назвала главное условие участия в массовом мероприятии: «Нельзя создавать угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей, нарушать общественный порядок, осуществлять экстремистскую деятельность, в том числе путем призывов и пропаганды». Любое неорганизованное скопление больших масс людей — потенциальный источник опасности. Толпа нередко представляет собой стихийное явление, вследствие чего люди в ней могут стать жертвами провокаций, паники, пострадать сами и причинить вред другим. Безопасность массовых мероприятий обеспечивается исключительно четким соблюдением установленного порядка.

Нарушение правил организации и проведения массовых мероприятий влечет наступление ответственности — административной или уголовной, подчеркнули в ведомстве. В частности, за несоблюдение порядка организации или проведения массовых мероприятий, а равно публичные призывы к этим действиям наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Указанная норма предусматривает взыскания в виде штрафа в размере до 100 базовых величин, общественных работ или административного ареста. Организаторы незаконных митингов, шествий несут ответственность по ч. 2 ст. 24.23 КоАП, где санкция строже — штраф до 150 базовых величин, общественные работы или арест (для физических лиц), штраф до 200 базовых величин (для юридических лиц, организовавших мероприятие).

Неоднократные нарушения порядка организации или проведения массовых мероприятий, а равно публичные призывы к этому влекут уголовную ответственность по ст. 342-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) с наказанием вплоть до 3 лет лишения свободы.

Организация или активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, влечет ответственность по ст. 342 УК, предусматривающей наказание до 4 лет лишения свободы.

«К примеру, это перекрытие улиц и проспектов городов, пикетирование учреждений, влекущие нарушение работы транспорта и организаций, либо когда такие действия осуществляются с игнорированием требований представителей власти о их прекращении», — привели примеры в ведомстве.

К ответственности привлекаются как организаторы незаконных массовых мероприятий, так и участники таких действий. При этом часто организаторы, активно вовлекая с использованием сети Интернет в преступную деятельность граждан Республики Беларусь, сами находятся за границей и намерены избежать негативных последствий для себя.

Незаконные массовые мероприятия, которые сопровождаются насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, квалифицируются по ст. 293 УК как массовые беспорядки. Их организация влечет наказание до 15 лет лишения свободы, а участие в них — до 8 лет лишения свободы.

В качестве массовых беспорядков расцениваются действия, в том числе связанные с возведением баррикад, использованием предметов, обладающих значительной травмирующей силой (палки, камни, бутылки, пиротехнические изделия и прочие), для оказания сопротивления органам правопорядка, пресекающим такие противоправные действия.

Посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных и иных государственных органов представляют наибольшую общественную опасность и влекут наиболее строгую ответственность. Это обусловлено необходимостью не только защиты их личной безопасности, но и обеспечения правомерной деятельности по охране общественного порядка.

При проведении массовых мероприятий требования сотрудников милиции, военнослужащих, иных представителей власти должны быть исполнены незамедлительно и беспрекословно.

В соответствии со статьей 24.3 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Сопротивление, то есть активное противодействие сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, является тяжким преступлением и по ч. 2 ст. 363 УК влечет наказание до 7 лет лишения свободы.

Даже угроза ударить сотрудника милиции при выполнении им обязанностей по охране общественного порядка образует состав тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 363 УК.

Если в результате применения насилия наступили тяжкие последствия, уголовная ответственность еще строже — вплоть до смертной казни за убийство сотрудника органов внутренних дел.

В Генпрокуратуре отметили, что даже если в намерения организаторов незаконных массовых мероприятий не входило создание угроз общественной безопасности, но в ходе таких мероприятий погиб человек, кому-либо причинены тяжкие телесные повреждения или материальный ущерб в крупном размере, наступает ответственность по ст. 369-3 УК, предусматривающей наказание до 5 лет лишения свободы. Ответственность по этой статье УК также установлена за публичные призывы и вовлечение других лиц в проведение незаконных массовых мероприятий, повлекших указанные тяжкие последствия.

Недопустима и экстремистская деятельность, в том числе в ходе массовых мероприятий, акцентировали в ведомстве.

Полное понятие и признаки такой деятельности содержатся в Законе Республики Беларусь «О противодействии экстремизму».

Экстремизм — это деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:

  • насильственного изменения конституционного строя или территориальной целостности Республики Беларусь, захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
  • распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих страну;
  • оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
  • разжигания расовой, национальной, религиозной либо социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
  • реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики;
  • терроризма и иной деструктивной деятельности.

Запрещено участие в деятельности экстремистских формирований или оказание им содействия в любом виде.

Так, перечисление денежных средств экстремистским ресурсам влечет уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности по ст.361-2 УК.

В частности, за направление средств на указанные цели впервые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, а повторно — до 8 лет, в том числе со штрафом в размере от 500 до 50 000 базовых величин.

Кроме того, передача сведений таким структурам, например о проведении незаконных массовых мероприятий, передвижении сотрудников правоохранительных органов, а равно оказание данным сообществам иного содействия квалифицируются по ст. 361-4 УК.

За подобную помощь экстремистской деятельности предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

И это далеко не исчерпывающий перечень экстремистских проявлений, добавили в Генпрокуратуре.

Важно четко понимать цель информационного воздействия и не поддаваться на провокации и манипуляции.

Помимо административной и уголовной ответственности любое лицо, причинившее материальный ущерб гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязано возместить его в полном объеме.

Организованные во многих странах беспорядки были среди прочего в значительной степени вызваны распространением недостоверной информации (фейков) и призывов к незаконным действиям в интернете.

В Беларуси налажена системная работа по эффективному выявлению деструктивных ресурсов и изданий. Актуальная версия Республиканского списка экстремистских материалов размещена на сайте Министерства информации.

«Практика показала, что в незаконную деятельность организаторы активно вовлекают несовершеннолетних граждан. В силу своего возраста и несформировавшейся жизненной позиции именно несовершеннолетние могут быть подвержены неблагоприятному влиянию со стороны», — подчеркнули в Генпрокуратуре.

Уголовная и административная ответственность граждан, как правило, наступает с 16 лет.

За совершение ряда правонарушений и преступлений ответственность предусмотрена с 14 лет.

Если подросток ко дню совершения противоправного деяния не достиг указанного возраста, отвечать за его действия будут родители и иные законные представители.

Подлежат привлечению к ответственности и те, кто вовлек несовершеннолетнего в антиобщественное поведение или преступление (ст. 19.4 КоАП и ст. 172 УК соответственно).

Причем ответственность за соучастие в совершении любого преступления наступает по той же статье УК, что и для его непосредственного исполнителя.

В ведомстве обратили внимание на недопустимость организации незаконных забастовок, срыва производственных и учебных процессов для дестабилизации ситуации в стране.

Забастовки трудовых коллективов не относятся к массовым мероприятиям — их проведение регламентируется Трудовым кодексом. Забастовка не может быть направлена на высказывание политической воли, поскольку у нее другая цель — разрешение коллективного трудового спора.

Лица, причастные к организации и проведению незаконных забастовок, срыву производственных и учебных процессов для дестабилизации ситуации в стране, подлежат привлечению к ответственности.

В Генпрокуратуре выразили убежденность, что высокая правовая культура, взаимное уважение прав и свобод позволят обеспечить законность и правопорядок в период предстоящей избирательной кампании, будут способствовать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства.

Последние новости

Все новости