Новая продукция и новые рынки: с какими достижениями ко Дню машиностроителя подошли белорусские предприятия
29.09.2024Движущая сила для экономики
Традиционно в последнее воскресенье сентября в Беларуси отмечается День машиностроителя. Это праздник для более чем 193 тысяч человек, которые трудятся в отрасли. Произведенная ими продукция поставляется на рынки 136 стран мира. И даже в непростых геоэкономических условиях машиностроители показывают достойный результат. Осваиваются новые рынки сбыта, проводится модернизация. Наши товары ценят и любят зарубежные партнеры. Потому что продукция белорусского машиностроения — это уже бренд с мировым именем. Сегодня ставка делается на импортозамещение.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Мы сохранили и приумножили наш промышленный потенциал. МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», другие. Объем промышленного производства с середины 90-х по 2023 год увеличился в четыре раза. Пишут, что по соотношению цена — качество наши соседи сравнивают белорусский трактор МТЗ с безотказным автоматом Калашникова. Спасибо. Очень лестно.
На заседании седьмого Всебелорусского народного собрания, 25 апреля 2024 года
Стратегическая отрасль
В Беларуси работают сотни предприятий, которые производят автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные машины и станки, сложные приборы, оптику, электротехническое оборудование, лифты, бытовую технику и электронику. Все это — машиностроительная отрасль Беларуси. И сегодня наша страна выпускает широкую линейку продукции: от микросхем до самых больших в мире самосвалов.
Хотя в свое время было много разговоров по поводу того, нужно ли в стране иметь и развивать крупные промышленные производства, такие как МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, «АМКОДОР». Звучали мнения, что их надо ликвидировать или продать, а заниматься чем-то другим. К этим «экспертам» белорусский лидер Александр Лукашенко, отличающийся своей дальновидностью, не прислушался, а сохранил богатое советское наследие и приумножил. И сегодня флагманы белорусского машиностроения выпускают качественную, конкурентоспособную и востребованную во всем мире продукцию. На всех континентах земного шара работает техника, созданная руками наших рабочих. Отрасль — опора и движущая сила экономики страны, играет важную роль в социально-экономическом и интеллектуальном развитии государства и по праву считается фундаментом всего промышленного комплекса.
— Скажу без ложной скромности, машиностроение — наше все, — отмечает первый заместитель министра промышленности Александр Огородников.— Мы как были в тройке мировых производителей карьерных самосвалов, так и остались. За последние годы в линейке появились новые машины со всеми возможными видами двигателей. Это говорит о том, что мы не стоим на месте, соответствуем мировым трендам в производстве карьерной техники. Развивается автобусное производство на МАЗе, планируются увеличение мощностей, новые технологические переделы по сборке, сварке, окраске. Будем еще лучше и быстрее удовлетворять потребности не только нашего рынка, но и зарубежных коллег. Развивается и производство электробусов. Все это стало возможным благодаря решениям Президента. Глава государства, как только был избран Президентом, одними из первых посетил предприятия системы машиностроения. И благодаря поддержке этой отрасли остальные сферы получили свое развитие.
Белорусский лидер регулярно ставит задачу — повышать эффективность и наращивать темпы производства. А еще 30 лет назад об этом речи не шло. После распада СССР флагманы машиностроения страны буксовали. Одна красноречивая цифра. Производство промышленной продукции за первую пятилетку 1990-х снизилось на 38,6 процента, ВВП — на 35. Из-за резкого снижения инвестиций, ограниченного спроса на внутреннем и внешнем рынках промышленность оказалась в тяжелом положении. Все начало меняться после избрания Главой государства Александра Лукашенко.
Наш лидер в самом начале своего президентства взял ситуацию на ручное управление: посещал предприятия, общался с трудовыми коллективами, вникал во все проблемы. Результат не заставил себя долго ждать. В Беларуси за короткий срок удалось не только восстановить полноценную работу заводов и фабрик, но и значительно нарастить их потенциал, создать новые производства и целые отрасли. Именно они сегодня обеспечивают устойчивую работу белорусской экономики.
Немного наглядной статистики. В 1996-м первым Всебелорусским народным собранием были одобрены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996—2000 годы. Как результат — за пять лет ВВП был увеличен на 35,7 процента, объем промышленного производства — на 63,9, инвестиции в основной капитал — на 33,2. А за 30-летний период развития общий объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился в четыре раза. При этом существенна доля высоко- и среднетехнологичных производств, на которые приходится около 40 процентов, что делает продукцию отечественной промышленности крайне востребованной.
Сегодня на долю республики приходится около 80 процентов производимых в СНГ тракторов, а по производству большегрузных автомобилей страна занимает одно из ведущих мест в мире.
Всего этого Беларусь добилась благодаря пристальному вниманию к развитию отрасли и поддержке Президента.
— Глава государства постоянно уделяет особое внимание машиностроению, — подчеркнул министр экономики Юрий Чеботарь. — Оно было и остается ключевой точкой роста промышленности.
В 2023-м мы достигли максимальных темпов роста промышленного производства — почти 108 процентов.
При этом вклад машиностроения был основным. Что касается экспорта, вклад машиностроения также очень велик. Это одна из основных экспортно ориентированных и высокотехнологичных отраслей. В этом году мы прибавляем в объемах производства и экспорта грузовиков, достигли максимальных мощностей по автобусам, легковым автомобилям, реализуются проекты в сфере электротранспорта.
Сохранить и приумножить
15 классов грузоподъемности, более 80 стран в экспортном портфеле и свыше 550 модификаций техники. Именно так в цифрах выглядит деятельность одного из самых узнаваемых предприятий-брендов страны. Речь, конечно же, о БЕЛАЗе. Белорусские карьерные самосвалы известны во всем мире и завоевали репутацию надежных транспортных средств даже в самых суровых условиях эксплуатации открытых карьеров по добыче полезных ископаемых. Предприятие занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Но все это могло бы быть мечтами, если бы в начале 1990-х предприятие не спас Александр Лукашенко. Разрыв экономических связей после развала Советского Союза привел к очень тяжелым последствиям для белорусской промышленности. Банкротились предприятия. Возникли проблемы со сбытом. Например, на территории БЕЛАЗа стояло две тысячи машин. Ушлые дельцы предлагали их купить за копейки. Как и само предприятие. Президент не пошел на навязываемую Западом приватизацию. И это было его стратегически верным решением. Благодаря поддержке государства завод нарастил свой производственный потенциал, провел комплексную модернизацию. И в последние годы предприятие стабильно удерживает в классе 130 тонн более 70 процентов мирового рынка карьерной техники.
— Я пришел на предприятие в 1974-м, и 16 сентября исполнилось ровно 50 лет, как я здесь работаю, — вспоминает начальник цеха программных станков ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Евгений Кашевский. — Тогда выпускали 27-тонные самосвалы и только начиналось производство 40-тонных машин. Постепенно предприятие развивалось, прирастали объемы производства, темпы наращивали. У нас был четкий план, по которому работали, и вся произведенная техника была законтрактована. Но с распадом СССР все резко откатилось назад. Завод остался в Беларуси, а карьеры — за пределами страны. Надо было с нуля налаживать сбыт. И тогда наступили тяжелые времена. Помню, как вся территория предприятия была заставлена техникой. Даже по аллеям было невозможно пройти: везде стояли самосвалы. Завод перешел на двухдневный режим работы. Тогда звучали предложения приватизировать или продать БЕЛАЗ.
Приезд Президента к нам в 1995 году поставил точку в этом вопросе. Я помню, как проходила встреча с Александром Лукашенко в цеху. Он тогда популярно объяснил, что будем выкручиваться и прорвемся. Это вселило уверенность. Конечно, проблем на предприятии было много, но благодаря поддержке Президента они решались. Финансовая помощь позволила провести модернизацию и распутать клубок накопившихся проблем. Помню и следующий приезд Главы государства, в 2006-м. Тогда уже мы все улыбались и благодарили его за то, что нас не бросил и сделал все возможное для спасения флагмана машиностроения. Мы ему показали нашу новинку — карьерный самосвал грузоподъемностью 320 тонн. И сегодня я испытываю гордость за то, что работаю на заводе, который выпускает самый большой самосвал в мире. Это бренд нашей страны, который выстоял благодаря Александру Лукашенко.
Евгений Кашевский, начальник цеха программных станков ОАО «БЕЛАЗ».
Крепкая рука хозяйственника
Из небольшой компании по ремонту трамваев и троллейбусов до одного из крупнейших производителей городского электрического транспорта на постсоветском пространстве. Такой путь за полвека прошло предприятие «Белкоммунмаш», ныне BKM Holding. Два десятилетия завод ремонтировал транспорт из России и Латвии. Но распад СССР и последующий разрыв хозяйственных связей вынудили предприятие решать свою дальнейшую судьбу самостоятельно. И заводчане решили идти дальше. В итоге в 1994 году с конвейера сошел первый белорусский троллейбус. Через год предприятие посетил Александр Лукашенко, который только начинал свой путь на посту Президента. В то время ситуация на заводе была критической. Кое-кто из «рыночников» предлагал продать предприятие в частные руки. Но Александр Лукашенко решил оставить его в собственности государства и оказать на первых порах поддержку, чтобы коллектив сделал ставку на самые передовые в мире технологии. Сегодня Глава государства ставит «Белкоммунмаш» уже в пример другим. Его продукция востребована как в Беларуси, так и за рубежом — от троллейбусов до суперсовременных электробусов. Например, за прошлый год объем производства BKM Holding по сравнению с 2022-м увеличился более чем на 40 процентов.
— На предприятии я работаю с 1978 года. Когда сюда пришел, это была относительно небольшая ремонтная мастерская, — делится воспоминаниями ведущий инженер-конструктор УП «НТПЦ «Белкоммунмаш» Валерий Тимашов.— И до середины 1990-х мы занимались только ремонтом трамваев и троллейбусов. После развала СССР были не самые простые времена. Причем не только для нашего предприятия, а в целом для всей промышленности Беларуси. Многие стояли. Зарплату не выдавали месяцами. Трудно было, но мы работали. Помню, как в 1995-м к нам приехал Президент. Он долго у нас пробыл. Интересовался всем. Вникал в детали. Впечатление осталось хорошее. Мы поверили, что с таким лидером мы выстоим. И на заводе остался работать костяк, хотя многие собирались уходить. Президент потом неоднократно посещал наш завод. И всегда ощущалась его поддержка. Она ощущается и сегодня. Мы обеспечены заказами, развиваем новые направления. То, что было в 1990-х, и то, что собой представляет наш завод сегодня, — это небо и земля.
Технично и технологично
Сегодня машиностроительный холдинг «АМКОДОР» — один из ведущих производителей самого широкого модельного ряда спецтехники для всех отраслей экономики. Только за прошлый год создано 11 новых моделей специальных и сельскохозяйственных машин. Освоено производство мостов, манипуляторов, харвестерных головок, систем управления и других комплектующих для максимальной локализации машин. В 2024-м предприятие делает упор на дорожно-строительную и мелиоративную технику, поскольку этой теме Президент уделяет повышенное внимание.
А в 1990-х предприятия холдинга «АМКОДОР», как и большинство заводов в Беларуси и на территории бывшего СССР, столкнулись с серьезными вызовами в связи с переходом к рыночной экономике и потрясениями после распада Советского Союза. Экономическая нестабильность, разрыв связей, высокая инфляция, снижение спроса и объемов производства осложняли работу. Техническая отсталость оборудования и ограниченные возможности для привлечения инвестиций усугубляли положение, создавая дефицит оборотных средств и задолженности по зарплате.
Директор научно-технического центра — генеральный конструктор ОАО «АМКОДОР» — управляющая компания холдинга» Геннадий Домаш на предприятии работает уже более 40 лет. Пришел сюда сразу после окончания института. И застал разные времена. В 1990-е модельный ряд производимых машин составлял не более 20 моделей, из которых девять машин были на базе тракторов МТЗ, «Кировец» и ХТЗ, а сегодня это 297 моделей и модификаций машин, в том числе 215 самоходных машин. Если в 1990-х объем производства составлял примерно 20 млн долларов, то сегодня — в десятки раз больше.
— Холдинг пережил значительные изменения с приходом Александра Лукашенко к власти в 1994-м, — говорит директор НТЦ. — Поддержка промышленного сектора стала одним из приоритетов нового руководства страны, что отразилось и на деятельности предприятий машиностроения. Наше частное предприятие было подключено к выполнению государственных программ по переоснащению сельского хозяйства и лесной отрасли новой высокопроизводительной техникой. Нас привлекли к выполнению больших экспортных поставок в рамках государственных соглашений между Республикой Беларусь и странами дальней дуги. В этот период было проведено значительное обновление производственных мощностей, созданы новые предприятия и производства, внедрены современные технологии и повышено качество выпускаемой продукции. Это стало возможным в том числе благодаря государственной поддержке и привлечению инвестиций. Только за период с 2010 по 2024 год в развитие холдинга было вложено свыше 550 млн долларов. Сегодня мы выполняем государственную задачу укрепления белорусской сельскохозяйственной отрасли за счет отечественных машин и оборудования. В результате наши аграрии получают возможность осваивать более современные и эффективные технологии.
Кооперационный подход
В конце мая этого года открылась новая страница в истории белорусского легкового автомобилестроения. Первые автомобили VGV Sinotruk белорусской сборки сошли с конвейера СП ЗАО «Юнисон». Это семиместные семейные машины по цене компактного кроссовера. В год планируется выпускать около 30 тысяч единиц. Проект стал возможен благодаря принципиальным договоренностям лидеров Беларуси и Китая, достигнутым во время государственного визита Александра Лукашенко в КНР в марте 2023-го. Первую партию автомобилей собирали квалифицированные белорусские и китайские специалисты, в задачи которых входило передать свои знания и навыки местным работникам. В будущем компания предусматривает наладить выпуск ряда других моделей VGV Sinotruk, включая полноприводный пикап, а также в планах производство электрокаров.
«ФАВ Груп» — один из старейших производителей автомобилей в Китае.
— Это второй крупнейший производитель автомобилей в КНР, где трудятся около 150 тысяч человек, — рассказывает представитель акционеров СП ЗАО «Юнисон» Алексей Ваганов. — Опыт сотрудничества с нашей страной у них есть. Они работают в области тяжелого машиностроения, у них уже есть успешные проекты на территории Беларуси, например «Вейчай». Технический проект прошел сертификацию за шесть месяцев. Это достаточно короткий промежуток. У машины конкурентная цена, что позволит через год выйти на объем выпуска 25—30 тысяч автомобилей в год. Такую задачу поставил Глава государства. Что касается локализации, то здесь будут применяться сварка, покраска, коробка и другие элементы.
Горизонты на завтра
На достигнутом машиностроительные предприятия останавливаться не собираются. Уже в этом году планируются к производству карьерные самосвалы на газе, электротяге и в дизель-троллейвозном исполнении, электромобиль-мусоровоз, перрон-электробус, гусеничный экскаватор массой 25—27 тонн, низкопольный трамвай. До 2030-го в линейке отечественных предприятий появятся гибридный карьерный самосвал и самосвал грузоподъемностью 90—100 тонн с тяговым электроприводом и водородом в качестве топлива, а также тяжелый карьерный грейдер, зерноуборочный комбайн с гибридным молотильно-сепараторным устройством и многое другое.