По следам гродненских мануфактур. Как в XIX веке еврейские промышленники и купцы строили свой бизнес
12.06.2025
Самыми крупными промышленниками и купцами в Гродно XIX века были представители еврейского населения.
Табачная, велосипедная, шляпная, карандашная фабрики, кирпичные заводы, типолитографии, переплетные мастерские, фотомастерские, винокурни… История сегодняшнего промышленного Гродно неразрывно связана с историей еврейского бизнеса XIX – начала XX веков и людьми, чей вклад в экономическое и культурное процветание края неоценим. Большинство производств, увы, не сохранились, но некоторые стали родоначальниками мощных современных предприятий.
Сегодня мы вспомним о самых крупных, отправившись во времена, когда в Гродно звучали идиш и еврейская скрипка, евреи составляли значительную часть населения города над Неманом, развивали свой бизнес, поддерживали иудейскую общину и делали город богаче и красивее.
Активные и предприимчивые
Пожалуй, самыми крупными промышленниками и купцами в Гродно XIX века были представители еврейского населения. По крайней мере, это утверждают авторы «Еврейской энциклопедии». Документально подтверждено, что в 1834 году гродненские евреи арендовали у магистрата 83 городские лавки. В 1859 году из 575 ремесленников города 70 % – евреи. В 1887 году им принадлежало более 65% всей недвижимости Гродно, 88% – коммерческих предприятий, 76% – фабрик и мастерских в городе. Их собственность оценивалась в 842 тысячи рублей при общей сумме городской собственности в 1 миллион 202 тысячи. Предприимчивые и активные, евреи стремились всячески приумножить капитал при разных условиях.
– В середине XIX века на белорусские земли стремительно наступал капитализм, – рассказывает Андрей Вашкевич, гродненский историк, заведующий отделом новейшей истории Гродненского государственного историко-археологического музея. – Много еврейской молодежи из перенаселенных белорусских, украинских и польских местечек отправилось за счастьем в большие города. Такому переселению способствовал ряд факторов: строительство железных дорог, которые вплетали Беларусь в общероссийскую транспортную систему, отмена монополии государства на некоторые виды деятельности, послабления для еврейского населения бывшей Речи Посполитой. Большинство из них пополнило ряды бедного городского пролетариата, увеличив население Гродно с неполных 19 тысяч в 1856 году до 60 тысяч к 1914 году. Однако некоторым удавалось развить собственное дело, а кому-то – создать целые империи.
Толчок к активизации промышленности, по мнению многих историков, дали «Положения относительно евреев» 1804 и 1835 годов, изданные российским правительством, которые называют «еврейскими конституциями». Документ законодательно закрепил налоговые льготы и получение кредитов за еврейскими фабрикантами. Местные власти также давали приятные преференции. Как правило, евреи владели обычными кустарными мастерскими. Но встречались и мощные производства – такие как табачное, велосипедное, строительное, типолитографское.
Табачная империя Шерешевских
Гродно XIX века славился своей табачной продукцией, которая по качеству превосходила даже раскрученные бренды Европы. «Аристократические», «Правда», «Конгресс», «Литературные», «Пальмира», «Роскошь»… Продукция фабрики Шерешевского получала золотые медали на международных выставках в Амстердаме (1884 г.) и Нью-Орлеане (1885 г.), серебро – на Всемирной выставке в Париже (1889 г.) и золото в Чикаго (1893 г.).
Купец 1-й гильдии Лейба Шерешевский приехал в Гродно из Санкт-Петербурга в 1861 году и открыл здесь табачное производство (разрешение на открытие фабрики по формальным мотивам оформили на Абрама Гордона – прим. автора). Производство первоначально разместилось на улице Купеческой (сейчас – Карла Маркса), где Лейба Шерешевский и его сын Иосель вместе с несколькими помощниками сами резали табак и крутили сигареты.
– Таких фабрик в городе было немало, они теснились по съемным квартирам, нередко разорялись, а ручной труд не давал возможности развивать производство, – рассказывает Андрей Вашкевич. – Но Шерешевские решили действовать иначе. Они пригласили специалиста по изготовлению сигарет с большой украинской фабрики и начали внедрять технические инновации. Паровые машины, паровые котлы, новые прессы, гильзонабивные станки, собственная электростанция позволили им навсегда опередить своих конкурентов. Телефонная связь, к слову, впервые появилась в Гродно именно на этом предприятии.
Начав с ручного производства и нескольких рабочих, к 1899 году Шерешевские силами 1700 табачных мастеров и мастериц выпустили продукции на сумму почти 2,5 миллиона рублей! В 1892-м при фабрике открыли училище, где обучались сто девушек-подростков, установили медицинский пост и организовали продажу льготных лекарств. В 1880-х годах фабрика Шерешевского занимала целый квартал в самом центре Гродно (фабрика несколько раз меняла локацию и к 1878 году окончательно переселилась на улицу Мостовую, где нынче расположена перчаточная фабрика ОАО «Акцент» – прим. автора). Здесь трудились около тысячи гродненцев, преимущественно евреев. Гродно стал настоящей табачной столицей, а фабрика – бизнес-империей, известной во всем мире.
– Предприятие перерабатывало сырье из Турции, Египта, Индии, – рассказывает Борис Квятковский, историк и экскурсовод, экс-председатель совета иудейской религиозной общины в Гродно. – Имело собственный товарный знак, утвержденный правительством, и выпускала курительный и нюхательный табак, папиросы, сигары и махорку, которые поставлялись в царскую армию, крупные города России и высоко котировалось на рынке благодаря качеству и безупречной репутации основателей табачного дела. Фабрика приносила солидный доход в гродненскую казну, предоставляла рабочие места гродненцам. Работать здесь было престижно, хотя крайне вредно. Гродненцы, жившие неподалеку, то и дело жаловались на выбросы вредных веществ, а рабочие периодически бастовали. Выпускала фабрика и сопутствующие товары, например, спички.
Долгое время табачное производство оставалось главной отраслью промышленности Гродно. Предприятие уплачивало в казну налогов в десять (!) раз больше, чем все остальные фабрики и заводы. Переживало взлеты и падения, испытания забастовками, революциями, войнами. В январе 1906 года было преобразовано в акционерное общество табачной фабрики «И.Л. Шерешевский», в 1912–1913 годах приобрело действовавшую за Неманом небольшую табачную фабрику «Неман» у Риппа, Франка и Маркусевича. Двухэтажное производственное здание этой фабрики впоследствии послужило основой для расширения производства Шерешевских за Неманом, где сегодня лучшие традиции фабрики продолжает ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман».
– Иосель Шерешевский был не только бизнесменом, но и филантропом, – отмечает Андрей Вашкевич. – Он заложил в Гродно первую амбулаторию для рабочих, школу для их детей, подарил несколько домов школе раввинов, построил приют для еврейских сирот, где воспитывались сотни детей. Оставил о себе добрую память делами и поступками.
Центр книгоиздания
Именно в Гродно в 1788 году открылась первая в Беларуси еврейская типография и вышла в свет первая в нашей местности книга на иврите.
– В еврейской среде было распространено трепетное отношение к книге как к подлинному богатству, средству распространения знаний, и зажиточность семьи определялась не только по наличию денег и недвижимости, но и по состоянию личной библиотеки, – подчеркивает Борис Квятковский. – Именно поэтому Гродно был обречен стать центром книгоиздания.
Типографией управлял типограф Нохим Сокаль, приглашенный в 1785 году из Галиции гродненским старостой подскарбием Антонием Тызенгаузом. Конкуренция заставила гродненского типографа производить шрифты не только иврита, но и русского, польского, немецкого и французского алфавитов. Его буквы были прекрасны, их покупали издатели Вильно и Варшавы, но вскоре он умер, «оставив искусство свое единственным наследством и источником прокормления семьи». Продолжателем семейного дела стал его сын Зимель Нохимович, открывший собственную типографию в октябре 1803 года.
В типографии издавались религиозные книги на иврите, хозяйственные календари на русском языке и книги на польском. Во времена Российской империи типография получила название «Губернской». Кроме официальных «Гродненских губернских ведомостей» и Памятных книжек Гродненской губернии, здесь печатались книги историка Митрофана Довнар-Запольского, этнографа Адама Богдановича, историка и педагога Евстафия Орловского. «Губернская» типография находилась на современной площади Тызенгауза и перестала существовать между 1870 и 1889 годом. Рядом с ней в 1868 году в долине Городничанки возникла литография братьев Мейлаховичей – уникальное по тем временам предприятие.
– Мойша Мейлахович был не просто талантливым резчиком по камню, но и дипломированным художником, – рассказывает Андрей Вашкевич. – В 1861 году Российская академия искусств присвоила гродненцу за искусно сделанную медаль «Моисей принимает от Бога скрижали с десятью заповедями» звание свободного художника, что ставило еврейского мастера на высочайший уровень. Он был непревзойденным мастером по вырезанию печатей, получая заказы от высокопоставленных особ. Свое искусство передал сыновьям Еселю и Давиду, которые открыли в Гродно собственную литографию. Потомок одного из них Лазарь Мейлахович вплоть до 1939 года владел одной из самых мощных гродненских типолитографий, располагавшейся в долине Городничанки (в районе нынешней площади Ленина). Здесь издавались газеты межвоенной поры.
Именно на базе типографии Мейлаховичей решением Гродненского областного Совета депутатов от 6 декабря 1944 года открылась Гродненская областная типография. Вплоть до шестидесятых годов типография находилась в долине Городничанки, а затем переехала на улицу Полиграфистов. Старое же здание через некоторое время снесли, на его месте насыпали площадь Ленина и построили здание горисполкома.
Было в городе еще несколько крупных типолитографий. К примеру, знаменитая типолитография Соломона Лапина, ставшая зачинательницей офсетной печати (вплоть до пятидесятых годов прошлого века литография в Гродно была единственным в Советской Белоруссии предприятием цветной печати – прим. автора). Здесь в разное время печатали этикетки для гродненских сигарет, цветные рекламные объявления, в начале Первой мировой войны – пропагандистские плакаты, а с 1923 – даже игральные карты! Сыновья Лапина Александр и Абрам переименовали свою литографию в «Первую краевую фабрику игральных карт» и в межвоенные годы под руководством типографа из Германии Макса Коля выпускали уникальные карты, дав работу примерно пятидесяти гродненцам.
Не простаивали и переплетные мастерские – их в городе было немало. Как, впрочем, книжных магазинов, фотографических мастерских. Талантливые и предприимчивые евреи в числе первых успешно овладели фотографией и мастерски «останавливали мгновение», благодаря чему сохранились фотосвидетельства той эпохи.
Помнить, созидать и возрождать
– За очень короткий исторический период (менее чем за столетие) Гродно превратился в один из важнейших промышленных центров Беларуси, – подытоживает Андрей Вашкевич. – И на 90 процентов это была заслуга еврейских предпринимателей, которые толкнули гродненскую промышленность навстречу техническому прогрессу. При этом они занимались благотворительностью, не забывали об общине, закладывали школы, больницы, приюты и старались оставить после себя добрую память среди гродненцев.
Во время Великой Отечественной войны представители гродненского бизнеса разделили горькую участь большинства гродненских евреев: гетто, Треблинка, Освенцим (после катастрофы выжили лишь около 200 человек из 28 тысяч гродненских евреев – прим. автора).
Сегодня в областном центре евреями себя считают полторы тысячи человек. Современные гродненские предприятия еврейского бизнеса работают по такому же принципу, как их далекие предшественники. К примеру, компания «ЗОВ», которая специализируется на мебельном и строительном производстве, строит свой бизнес, делая упор на человеческий фактор, социальную ответственность и благотворительность. Именно предприниматель Владимир Зуховицкий – член совета еврейской общины, почетный гражданин г. Гродно, председатель правления ООО СМО «ЗОВ», и его семья стали спонсорами и объединяющей силой возрождения Большой хоральной синагоги. К доброму делу подключились руководители многих гродненских предприятий – люди неравнодушные к истории родного края. Благодаря этому архитектурная жемчужина стала настоящим украшением областного центра, сердцем еврейской общины и настоящей туристической меккой.
– Как говорил один замечательный человек, «с тобой останется лишь то, что ты отдал другим», – подчеркнул Владимир Львович. – Мы – неразрывная часть многовековой истории нашего народа и для нас крайне важно сохранить идентичность, историческую память, культурные и экономические традиции еврейства Гродно как части истории Беларуси. Потому что именно корни дают нам силу и позволяют на фундаменте прошлого создавать прекрасное настоящее и будущее для новых поколений.
Источник: grodnonews.by